Полезности и лайфхаки 

Шесть способов не бороться с искушением

Христианская жизнь во многом похожа на спорт: для того, чтобы довести свою игру до совершенства, требуется гораздо больше, чем кажется на первый взгляд.

Приняв переломное решение последовать за Христом, многие мужчины начинают ясно понимать, что христианская жизнь во многом похожа на спорт: для того, чтобы довести свою игру до совершенства, требуется гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. Когда маленький ребёнок держит в руках мяч, его единственная задача состоит в том, чтобы мяч оказался в руках у папы, который стоит в пару метрах от него, и неважно, как он этого добьётся. А вот оттачивать пас – это совсем другое дело. Хорошие квотербэки по несколько часов подряд отрабатывают технику паса: хватку, стойку, движение плечей, бросок, момент выпуска мяча. Если мы попытаемся научить ребёнка, что делать с его другой, свободной рукой, мы лишь запутаем его; техника важна, но она приходит позже.

Наступает время, когда нам нужно немного больше сосредоточиться и освоить технику ухода от искушений: маленькие приёмы, которые, по Божьей милости, ведут к победе.

Подобным же образом, когда мы откроем, что грех пуст и не приносит нам никакого удовлетворения, отвернуться от него и жить христианской нравственной жизнью кажется вполне незамысловатой идеей: не делай того, что Иисус называет грехом – вот и вся хитрость. Однако спустя какое-то времени, приложив немного усилий, мы открываем, что не всё тут так просто, как нам поначалу представлялось. Грех и искушение, которое ко греху ведёт, – более сложная штука, чем кажется. Итак, наступает время, когда нам нужно немного больше сосредоточиться и освоить технику ухода от искушений: маленькие приёмы, которые, по Божьей милости, ведут к победе.

Для этого мы обратимся за советом к духовному гиганту, св. Франциску Сальскому, и его книге «Руководство к благочестивой жизни». Св. Франциск – искусный тренер в этой сфере. Тем не менее, охватить всё, что он может нам сказать об искушениях, – эпическая задача, и потому представим лишь несколько его полезных советов относительно того, чего нам делать не надо, пока мы осваиваем технику нравственной жизни.

1. Не люби искушение. Это кажется очевидным, правда? Но давайте честно признаем: даже после того, как мы полностью порвали с определёнными грехами, само влечение к ним может по-прежнему быть довольно приятным. Даже если какой-то мужчина избавился от огромной злости и приступов ярости в своей жизни, смакование мысли о том, какой разнос он устроил бы тем людям, которые его разозлили, может приносить острое чувство триумфа. Даже если какой-то другой мужчина никогда не изменит своей жене, играть в уме с мыслью о связи с девушкой с работы, которая всегда строит ему глазки, может быть довольно приятно: «А ведь я ещё ничего», – говорит он себе. Наслаждаться искушением – это всегда первый шаг к тому, чтобы согласиться на него (IV.3).

Мы просто должны принять решение отсечь от себя искушение. Это то, что называется «избегать повода ко греху».

2. Не становись на пути искушения. Это вопрос одновременно предусмотрительности и честности. Во-первых, тут требуется предусмотрительность: если я знаю, что всякий раз, когда обедаю с этими людьми, в конце концов мы начинаем говорить о гадких вещах и сплетничать о других, то я сам буду виновен, когда, согласившись на обед с ними, снова согрешу клеветой и нескромными разговорами (IV.6). Во-вторых, тут нам нужна честность: зачастую мы сами ставим себя в ситуации, связанные с искушением, поскольку говорим себе, что мы «выше» некоторых грехов. Это может быть правдой, но так случается гораздо реже, чем нам хочется думать. Если я заметил, что некоторые искушения доставляют мне удовольствие (см. п. 1), я должен быть честным в отношении ситуаций, в которые себя ставлю и которые к таким искушениям ведут. Мы просто должны принять решение отсечь от себя искушение. Это то, что называется «избегать повода ко греху».

Тревога – самое большое зло для души после греха.

3. Не беспокойся так! Чувствовать искушение – это ещё не грех (IV.3). Конечно, при условии, что мы сами не привели к возникновению искушения, поставив себя на его пути (см. п. 2). Если я чувствую зависть к кому-то и испытываю желание взять нечто, что ему принадлежит, когда никто этого не видит, – до тех пор, пока это остаётся только желанием, это всего лишь назойливое искушение (IV.3). Лишь, когда мы начинаем беспокоиться из-за того, что чувствуем искушения, – вот тогда дела наши становятся плохи: «Тревога – самое большое зло для души после греха» (IV.11). Потеряв покой, мы начинаем верить великой лжи Искусителя, будто мы никогда не избавимся от чувства, что ведём неравный бой, пока не сдадимся. И когда эта мысль поселится в нашем уме, следующим шагом будет падение.

Когда возникнут искушения и ты их распознаешь, отвергни их и иди дальше, больше о них не думая.

4. Не слушай искушений. Св. Франциск Сальский проводит различие между бóльшими и меньшими искушениями: например, искушение убить кого-то против искушения быть резким и несдержанным с ним; кража против зависти; лжесвидетельство против вранья; прелюбодеяние против нескромного взгляда (IV.8). В то время как с великими искушениями мы должны бороться изо всех сил, в отношении меньших искушений, говорит он, наша задача состоит в том, чтобы просто позволить им пройти мимо: тихо удалить их от себя и не позволить им украсть у нас покой (IV.9). Это старый фокус с белой обезьяной: чем больше мы стараемся не думать про белых обезьян, тем больше они заполняют наше сознание. Когда возникнут искушения и ты их распознаешь, отвергни их и иди дальше, больше о них не думая. В противном случае, они тебя одолеют.

Когда приходят искушения, главное сильнее уповать на Божью благодать, смиряться перед Богом и больше Его любить.

5. Не превращай борьбу с искушением в игру силы воли. Когда человек особенно сильно пытается преодолеть какой-то конкретный грех в своей жизни, зачастую его вводит в уныние собственная слабость в борьбе с искушениями к этому греху. Очень часто проблема заключается в нашем отношении. Если я подхожу к нравственной жизни с мыслью: «Я докажу Богу, что могу быть хорошим и не грешить», вместо: «Я люблю Бога, а потому ненавижу грех и хочу избавиться от него, поскольку он вредит моим отношениям с ним», не удивительно, что Бог позволяет мне упасть, ведь иначе я бы подумал, что сам являюсь своим собственным спасителем. Упование на самого себя остаётся одной из главных причин неудач в этой сфере. Когда приходят искушения, главное сильнее уповать на Божью благодать, смиряться перед Богом и больше Его любить (IV.11).

Одна из величайших опасностей заключается в том, чтобы воевать с ангельским разумом, перешедшим на сторону зла, в одиночку.

6. Не молчи. Пожалуй, одна из самых важных истин, которые нужно запомнить касательно греха и искушения, – это то, что мы в этой борьбе не представлены самим себе. Тут присутствует Бог, но и злой дух тоже. Дьявол – это не какой-то сказочный персонаж, он реален и влияет на твою жизнь. Хотя огромным источником искушений является неупорядоченность в наших душах, дьявол и злые духи тут также чрезвычайно активны. Таким образом, одна из величайших опасностей заключается в том, чтобы воевать с ангельским разумом, перешедшим на сторону зла, в одиночку (IV.7). Расскажи другим людям о своей борьбе: пусть другие мужчины спрашивают с тебя; найди себе постоянного исповедника, который будет знать твою душу и понимать проделки дьявола. Такая открытость и честность чрезвычайно важна в преодолении грехов, которые ведут к нашему несчастью.

В нашей жизни важны мелочи. Освоение спортивной техники отделяет великих спортсменов от хороших. В духовной жизни быть «хорошим» недостаточно; поэтому возьми на заметку советы св. Франциска Сальского и борись с искушениями правильно.

Related posts